Вообще, аутплейсмент (англ. outplacement; от out — вне + placement — определение на должность) — термин в менеджменте и управлении персоналом, связанный с деятельностью работодателя по трудоустройству увольняемых сотрудников.
Особенность аутплейсмента состоит в том, что эта услуга предоставляется не тем работникам, которых увольняют вследствие невыполнения ими своих обязанностей или, когда они уходят по собственному желанию.
Это происходит в случае сокращения штатов, ликвидации или реорганизации предприятия – то есть, когда стороны трудового договора взаимно довольны текущими трудовыми отношениями, но объективные обстоятельства вынуждают их досрочно разорвать. По сути, программа аутплейсмента нацелена на решение морально-этической стороны вопроса об увольнении.
На настоящий момент, всё больше компаний стараются уделять внимание собственной репутации, используя технологии аутплейсмент.
Увольнение с работы для каждого человека является болезненным и неприятным событием. А часто и внезапным, после чего человек просто не знает, что ему делать дальше и как быть. Для компании, которая уволила сотрудника, это тоже может понести в себе неблагоприятные последствия. Во-первых, уволенный сотрудник может начать откровенно мстить. Вариантов мести немало – от распространения негативных слухов о начальстве до кражи ценных баз данных. Во-вторых, уволенный сотрудник рано или поздно всё равно пойдет устраиваться на другую работу. И что он ответит на вопрос «почему вы покинули предыдущее место работы» остается загадкой. Со злости можно опять же наговорить всяких нехороших вещей о своей прежней компании. А это, как минимум, подрыв её репутации.
Аутплейсмент помогает предотвратить подобные проблемы. Если сотруднику предварительно растолкуют, что ему будет оказана бесплатная помощь в получении новой работы, его реакция на уведомление о предстоящем увольнении будет более мягкой.
Внедрение аутплейсмента позволяет:
― сгладить процесс увольнения;
― избежать судебных разбирательств с недовольным персоналом;
― минимизировать риски разглашения конфиденциальной информации;
― обеспечить лояльное отношение оставшегося персонала к руководству компании;
― улучшить репутацию на рынке труда;
― повысить имидж фирмы.
Морально-этический аспект аутплейсмента не подлежит сомнению. Уважительная кадровая политика, отсутствие скандалов, судебных разбирательств с бывшими работниками, негативных отзывов в интернет-пространстве – все это способствует формированию и поддержанию позитивного образа организации. И для работодателя, и для сотрудника аутплейсмент может оказаться наилучшим способом попрощаться друг с другом.
Основные методы аутплейсмента, смягчающие процесс увольнения сотрудника:
― Анализ профпригодности работника для выявления его потенциала на другом месте.
― Предоставление клиенту информации о правильном поиске вакантного места.
― Помощь в составлении резюме и подготовка характеристики с предыдущего места работы, которые позволят выделить соискателя в общей массе.
― Подготовка рекомендательных писем для руководителя потенциального места работы, чтобы увеличить шансы клиента на получение должности.
― Психологическая беседа для снятия стресса, ощущения безысходности.
― Рассылка резюме увольняемого по аналогичным вакансиям в другие организации.
― Обучение тонкостям прохождения успешного собеседования.
Иногда методы аутплейсмента имеют особую специфику, если это обусловлено случаем. При анализе личностных качеств выясняются предпочтения сотрудника по выбору профессии. Не каждый человек выбирает работу по желанию, внутренним потребностям. Поэтому сокращение может стать толчком к выбору места работы по призванию, личным увлечениям. Тогда сотруднику предлагается переобучение или трудоустройство в иную сферу деятельности.
Аутплейсмент в России
В России эта услуга появилась относительно недавно и пока еще только завоевывает признание и право на существование. Отсутствие многолетней практики помощи в трудоустройстве сотрудникам с одной стороны не позволяет оценить предлагаемые услуги, так как не сформированы единые стандарты качества. С другой стороны, это позволяет делать услугу более гибкой и учитывать все плюсы и минусы международного опыта.
Классическая услуга аутплейсмента в США – это однодневные (иногда трехдневные) семинары, в ходе которых участники получают психологическую поддержку, инструменты по планированию бюджета, составлению маркетинговой компании, а также одно- или шестимесячное сопровождение индивидуальным консультантом в поиске работы.
В России же ситуация обстоит следующим образом: формально перечень услуг в рамках программы аутплейсмента одинаков. В зависимости от количества участников, это могут быть семинары, индивидуальные консультации, горячая линия, активное представление кандидата в компании и помощь в установлении контактов. Программа аутплейсмента может проводиться как для группы сотрудников, так и для одного работника. Однако содержательное наполнение программы в значительной степени зависит от провайдера, который ее предлагает.
На сегодняшний день, аутплейсмент в России достаточно редкое явление, которое встречается в крупных городах, таких как Санкт-Петербург и Москва.
Что касается оплаты, то для каждой компании стоимость аутплейсмента обговаривается в индивидуальном порядке. Во многом цена зависит от того, какое проводится увольнение, массовое или индивидуальное.
Также учитывается должность сотрудника, поскольку есть ряд профессий, для которых найти новое место работы крайне сложно. На практике за подобные услуги придется заплатить от 10% до 20% годового дохода сотрудника, который попал под увольнение.
К сожалению, в России не все работодатели готовы платить за данную услугу и проводят увольнение по привычной схеме зачастую с большими нарушениями. Тем не менее пусть даже только в крупных городах России, практика внедрения аутплейсмента набирает обороты.
Итак, стоит ли осуществлять аутплейсмент, дело сугубо руководителя компании. Одно можно сказать точно, сопровождение и поддержка в трудоустройстве – это то, что действительно этичный работодатель дает своим сотрудникам, получая взамен возможность нанимать лучших на рынке труда за счет своей позитивной репутации.