В настоящее время под термином «автоматизация бизнеса» многие видят множество необоснованных мифов и стереотипов. Например, то, что автоматизация необходима исключительно крупным компаниям, а небольшим предприятиям вполне можно обойтись без нее. Или то, что процесс автоматизации в компании чрезвычайно дорогостоящий, и далеко не факт, что затраты когда-нибудь окупятся. Но так ли это на самом деле?
Автоматизация бизнеса – это перекладывание всех рутинных задач на плечи компьютера. Все процессы, проходящие в компании, упорядочиваются в одну единую систему, и тогда трудоемкие ручные операции выполняются специализируемыми программами.
Современная бизнес-среда очень динамична. Для успешного ведения бизнеса и оперативного принятия точных и взвешенных решений требуется эффективный управленческий учет.
Автоматизированные информационные системы, доступные компаниям на сегодняшний день, позволяют получать четкие и достоверные данные о деятельности сотрудников всех уровней, о главных задачах и целях, а также отчетность о прогрессивности их выполнения, на основании которых можно проводить любой подробный анализ ситуации на предприятии в целом или каждого процесса отдельно.
Главная цель внедрения автоматизации бизнеса в работу компании ― оптимизация деятельности и, как следствие― рост финансовых показателей. Это достигается:
- максимально эффективной организацией структуры и методов управления бизнесом;
- отказом от устаревших методик и схем;
- внедрением современных технологий, способных качественно и быстро повлиять на развитие сильных сторон деятельности, а так же укрепить более слабые ее области.
При этом в малом бизнесе автоматизацию применяют обычно в двух случаях:
- в основных бизнес-процессах – это, к примеру, могут быть автоматизация продаж или автоматизация взаимодействия с клиентами (она же - внедрение CRM);
- в поддерживающих процессах, которые напрямую на увеличение доходов не влияют, но являются обязательными для бизнеса – например, бухучет и отчетность.
Соответственно, мотивы и цели автоматизации могут быть разными – в первом случае это нужно, чтобы повысить доходность бизнеса, во втором – чтобы сократить затраты времени и денег.
Как устроены системы автоматизации?
Системы автоматизации ― это те самые программы и сервисы, которые применяются для перехода от ручного труда к информационным технологиям. Иными словами, и сложная ERP-система.
Любая система автоматизации состоит из двух ключевых элементов: сбора (ввода) данных и предоставления собранной и обработанной информации в том виде, объеме, формате, в котором она нужна руководителю или профильному специалисту.
Например, если в систему внести информацию о контактах с потенциальными клиентами, затем указать, на какой стадии находятся переговоры с каждым из них, аккуратно вводить данные о результатах переговоров и о состоявшихся сделках, – то в хорошей системе автоматизации для управления продажами можно моментально получить «воронку продаж», а при накоплении некоторой статистики – и прогноз продаж в зависимости от того, насколько интенсивно сегодня поработали ваши менеджеры.
Чем больше и сложнее бизнес, тем больше нужно исходной информации и тем разнообразнее и детальнее должны быть итоговые отчеты.
Аналогично системы автоматизации работают и для других процессов. Руководитель моментально может получить информацию о состоянии дел в компании: сколько денег на счетах, сколько вы должны и сколько должны вам, какова структура расходов и рентабельность проекта, сколько «холодных» звонков сделали сотрудники, какова реальная эффективность каждого менеджера и т.д.
Что дает автоматизация бизнеса компании?
Правильно проведенная автоматизация позволяет делать следующее:
- эффективно поддерживать оперативную деятельность – организовать учет и контроль;
- быстро и правильно готовить документы для клиентов, подрядчиков и партнеров – от коммерческого предложения до акта сверки;
- оперативно получать любые отчеты о реальном положении дел в компании;
- оптимизировать расходы на персонал, более эффективно использовать рабочее время и компетенции сотрудников, разгрузив их от рутинной работы;
- улучшить бизнес-процессы в компании;
- вести клиентскую базу, при таком контроле никакая заявка не будет забыта, никакой клиент не останется без внимания, сроки никогда не затянутся. Отдел продаж работает эффективно, успевает обслужить большее количество клиентов.
- сократить ошибки при работе , это позволит минимизировать негативное влияние на бизнес «человеческого фактора»;
- безопасно хранить информацию - каждый сотрудник работает только с теми данными, к которым ему дан доступ;
- улучшить скорость и качество обслуживания клиентов.
Какие бизнес-процессы можно и нужно автоматизировать
Обычно автоматизацию начинают с массовых трудоемких рутинных операций, с процессов, которые в наибольшей степени влияют на выручку и прибыль компании, или же с наиболее проблемных участков.
Во-первых, можно автоматизировать задачи, которые вручную выполнять очень трудоемко или вообще невозможно - учитывать розничный товарооборот, анализировать движение товаров, планировать денежные потоки, планировать и учитывать рабочее время, рассчитывать себестоимость и т.д.
Во-вторых, можно автоматизировать работу сотрудников, выполняющих стандартные рутинные операции (телемаркетологи, логисты, менеджеры по продажам и т.д.) или вообще снять определенные работы с сотрудников.
Необязательно автоматизировать сразу все бизнес-процессы. По мере необходимости можно постепенно расширять масштабы автоматизации в своей компании. И создавать единую систему управления последовательно. Главное, помнить о целях, ради которых была затеяна автоматизация. Автоматизация ради автоматизации - это пустая трата времени и ресурсов.
Как выбрать программный продукт для автоматизации
Выбор конкретной программы – дело довольно ответственное, необходимо проработать довольно существенный массив информации. Программных продуктов на рынке много, у каждого свои особенности и преимущества. Вы должны получить ответы на следующие важные вопросы:
- какие конкретно задачи и процессы планируется автоматизировать;
- соответствует ли функционал системы тем задачам, которые нужно будет решить с ее помощью;
- возможно ли донастроить систему под свою бизнес-практику;
- возможно ли будет при изменении бизнес-процессов или условий ведения бизнеса быстро изменить систему, не прекращая ее эксплуатации;
- насколько система проста и удобна в использовании;
- возможно ли интегрировать систему с другими приложениями или сервисами;
- поддерживается ли работа системы на планшетах, смартфонах;
- о и как будет осуществлять техническую поддержку;
- сколько стоит внедрение и поддержка.
Конечно, при внедрении системы автоматизации существуют определенные риски – от срыва сроков и превышения бюджета, до сопротивления персонала и необходимости изменения отдельных бизнес-процессов под требования системы. Но большинства проблем можно избежать, если правильно определить задачи, требующие автоматизации, качественно провести мониторинг существующих программных продуктов и вдумчиво подойти к выбору партнера по внедрению. Также важным условием успешной реализации проекта является личное участие первого лица компании/владельца бизнеса, в этом случае риски "получить не то" существенно снижаются.
Что касается сопротивления персонала, то здесь очень важно, с одной стороны, провести качественную работу по разъяснению выгод и преимуществ автоматизации для компании и всех работников, а с другой – создать у всех сотрудников, включая топ-менеджмент, твердое ощущение неизбежности изменений. Если будут происходить случаи срыва каких-то процессов, необходимо по горячим следам разбираться и устранять препятствия. Хорошим инструментом внедрения является поощрение сотрудников за вовлеченность в проект и за некие этапные достижения, это поможет добиться лояльности остальных членов команды.