Те, кто считают, что в бизнесе главное – это начать, а дальше всё пойдет само собой – глубоко ошибаются. Многие предприниматели вынуждены закрывать свои компании не только по причине отсутствия какой-либо поддержки со стороны государства, но и по причине собственных ошибок, которыми могут быть непонимание рынка, выбор неправильного места для офиса и не той ниши, а возможно, и не того времени для запуска.
Давайте посмотрим, какие бывают типичные ошибки начинающих предпринимателей.
- Стремление арендовать помещение по наиболее низкой цене.
Многие начинающие предприниматели думают, что для процветания бизнеса необходимо стремиться во всем максимально уменьшать расходы. Это заблуждение. Нужно уметь правильно расставлять приоритеты и понимать, где можно сэкономить, а где такая экономия может стать фатальной.
Если аренда более дорогого помещения (под офис или под размещение оборудования для производства) будет приносить какие-либо преимущества, то непременно стоит это сделать.
- Отрицание любых кредитов.
Этот вопрос является достаточно спорным. В отношении кредитов можно привести большое количество как «за», так и «против». Но представьте такую ситуацию: один бизнесмен взял кредит на определенную сумму денег на два года, и сразу же вложил их в бизнес. А другой бизнесмен решил самостоятельно накопить ту же сумму денег за те же два года. В результате мы получаем что? Первый бизнесмен уже начал свой бизнес и активно его развивает, завоевывает клиентов, налаживает связи с партнерами и поставщиками и т.д. А второй бизнесмен всё это сможет сделать только через два года, причем, когда он выйдет на рынок, то сразу же столкнется с серьезным конкурентом, который уже два года «в деле».
Конечно, получение кредита связано с определенными рисками, но ведь без рисков не может существовать ни один бизнес. Главное – это правильно их анализировать и с умом подходить ко всему, что может потенциально вызвать какие-либо убытки.
- Прием на работу своих друзей и родственников.
Когда вы только начинаете собственное дело, тем более, если оно первое, всегда сложно впускать в свой бизнес чужих людей и сразу же начать им доверять. В связи с этим многие делают большую ошибку – принимают на работу в свою фирму своих родственников, друзей и знакомых, аргументируя это тем, что «я этих людей хорошо знаю, доверяю им, и они не подведут».
В отдельных случаях такая стратегия может на вас работать. Однако, чаще случается иначе, и через время вы уже начинаете жалеть, что бухгалтер в вашей фирме – это ваша тетя, а менеджер по продажам – близкий друг. Во-первых, отдавая предпочтение друзьям и родственникам в качестве своих сотрудников, вы лишаете себя возможности принять на работу действительно профессиональных людей, которые могли бы принести вашему бизнесу куда больше пользы.
Во-вторых, совместная работа вместе со своими близкими всегда является потенциальным врагом для ваших взаимоотношений. А когда вы выступаете в роли начальника для своего родственника или друга, то опасность начинает нависать и над вашим бизнесом. Ведь люди, с которыми вы имеете родственные или дружеские связи, далеко не всегда являются профессионалами в вашем деле. А указать им на ошибки, и тем более уволить – морально тяжело.
- Приобретение некачественного или б/у оборудования.
В некоторых сферах деятельности такой шаг будет разумным и оправданным. Однако, стоит хорошо подумать – а не потратите ли вы гораздо больше денег на ремонт и обслуживание подержанного оборудования, чем на покупку нового? Сюда как нельзя кстати подходит известная английская пословица: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». С умом применяйте этот принцип и в своем бизнесе. Причем это касается не только покупки б/у оборудования, но и покупки нового, но дешевого и некачественного оборудования.
Вложив немалую сумму в оборудование на старте, впоследствии вы сэкономите больше, чем купив дешевую или подержанную технику. Почему? Потому, что оно прослужит вам дольше и не будет требовать частого ремонта и замены отдельных деталей.
- Установление низких цен на услуги или товары.
Чаще всего это делают в погоне за большим количеством клиентов и рассуждают так: «Я поставлю небольшую цену на свои услуги или продукцию, и ко мне сразу же повалят клиенты». Клиенты может и повалят (хотя тоже далеко не факт, так как неразумно низкая цена вызывает сомнения в качестве товара), однако, с такой стратегией ваш бизнес рискует стать банкротом.
При установлении ценовой политики учитывайте то, что вам нужно будет платить заработную плату сотрудникам, поддерживать работоспособность оборудования (ремонт, замена), выплачивать арендную плату и т.д. Адекватно оценивайте стоимость вашего продукта, а осознанно занижать ее – удел неопытных и не очень умных предпринимателей.
- Не брать во внимание конкурентов
Даже если вы уверены, что придумали уникальный, ранее неизвестный на рынке продукт или услугу, не поленитесь проверить, нет ли у вас все-таки конкурентов. Важно проанализировать не только прямых конкурентов, но и второстепенных. Что еще может привлечь клиента, кроме вашего продукта? Помните также о том, что покупатель всегда имеет альтернативу просто уйти — это уже серьезная конкуренция.
- Создание бизнеса только ради денег
Когда деньги становятся самоцелью, это способно погубить любое дело. Стремясь получить как можно большие суммы, не думая о ценности, востребованности, развитии продукта или услуги, вы загоняете в тупик бизнес, который в последствие чахнет, вместо того, чтобы развиваться. Основная цель бизнеса — создание товара или услуги, востребованного клиентами. На первом месте должны быть интересы покупателя, а не владельцев бизнеса. Ключевой момент — качественное обслуживание: если не сможете удержать потребителя, он уйдёт к вашему конкуренту и унесет к нему свои деньги!
- Чрезмерное благородство в отношении сотрудников.
К своим сотрудникам стоит относиться справедливо – это правильно. Но что такое справедливость? Если вы приняли на работу сотрудника, который уже в первый месяц не справляется со своими обязанностями, что будет более справедливо: уволить его или дать еще один шанс, так как он еще не успел себя проявить, а у него дома маленькие дети и кредит на машину?
Благородное отношение к людям – это прекрасно, но почему вы должны превращать проблемы других людей (в данном случае, проблема сотрудника – это отсутствие знаний и навыков) в свои проблемы?
- Сворачивание рекламной кампании, которая не дала мгновенной прибыли.
Несомненно, важно отслеживать результаты, которые дала ваша рекламная кампания и исследовать её эффективность. Если она неэффективна, стоит перейти на другой вид рекламы или сочетать сразу несколько видов.
Однако, не всегда стоит ждать от проведенного рекламного мероприятия мгновенного результата. У вас может появиться несколько клиентов в первые же дни с момента начала рекламной кампании, а через месяц/полгода/год – появится уже целая база клиентов.
- Непризнание собственных ошибок.
Пожалуй, самый большой и самый непростительный промах предпринимателей в том, что они не умеют учиться на собственных ошибках. Как сказал один опытный бизнесмен, «в спорте вы ученик не более года, а в бизнесе вы ученик всю жизнь». Не стоит считать, что покрутившись совсем немного в бизнес среде, вы уже всё знаете и всё умеете. Постоянное совершенствование себя и своего предприятия – это непременное условие успешного бизнесмена.
В любой сфере можно добиться успеха, не смотря на все трудности, главное — любить свое дело, грамотно расходовать ресурсы и двигаться вперед!